Квартиры в Железнодорожном, сдать, снять,купить, продать квартиру в Железнодорожном.Сдам квартиру в Железнодорожном.Сниму квартиру в Железнодорожном. Куплю квартиру в Железнодорожном.Продам квартиру в Железнодорожном.

Метод Facebook в коворкинге: как зарабатывают коллективные офисы в России
МОСКВА, 29 марта - РИА Новости, Марина Малкова. Коворкинги из модных площадок для тусовок превращаются в российских городах-миллионниках в удобные места для работы фрилансеров или старта бизнеса: те, у кого нет ни офиса, ни средств на его организацию, могут работать в коворкингах всего за 350 рублей в день. Успех услуги подтверждает спрос, который, по мнению экспертов, опрошенных "РИА Недвижимость", постепенно растет, так что многие организаторы коллективных офисных пространств видят развитие бизнеса в создании целой сети коворкингов.

Больше, чем анти-кафе


Модное слово "коворкинг" происходит от английского co-working, что переводится как совместно работающие. В действительности это организованное пространство, служащее офисом для людей совершенно разных профессий  своего рода общественный офис, где можно арендовать персональное рабочее место на день или на несколько месяцев.

Потребность на подобного рода услуги появилась с ростом количества фрилансеров. Как отмечает руководитель коворкинга Start Hub Александр Фузеев, армия фрилансеров постоянно увеличивается в последнее время. Все больше работ передается на аутсорсинг, поэтому удаленная работа становится выгодной альтернативой. К тому же рынок венчурных инвестиций активно развивается, и как грибы после дождя появляются новые стартапы.

При этом эффективно работать на дому получается отнюдь не у всех: не хватает самодисциплины, отвлекают семейные и домашние дела. Дома или в квартире невозможно провести деловую встречу, там надо самостоятельно заботиться о бесперебойном интернете и исправности оргтехники.

Коворкинг-центры за умеренную плату предоставляют все необходимое для работы: чистый офис, комфортное рабочее место, скоростной интернет и оргтехнику, отдельные кабинеты и переговорные для деловых встреч. Некоторые имеют дополнительные удобства: от кухни до душевых кабинок. Но, пожалуй, самое главное, что коворкинги предлагают своим клиентами рабочий коллектив и живое общение с "себе подобными".

Первые коворкинг-центры появились в России сразу после кризиса в 2009 году. Тогда они были актуальны, потому что предлагали недорогую альтернативу обычным офисам. Их концепция была проста  дешевый совместный офис, вспоминает руководитель коворкинга "Зона действия" в Санкт-Петербурге Юрий Лифшиц.

Но, несмотря на очевидную потребность в подобного рода офисах, большинство появившихся в то время коворкингов не стали успешными, отмечает Фузеев.

Вторая волна пришлась уже на 2011-2012 годы, утверждает Лифшиц. И на этот раз организаторы сделали упор на коворкинг как на креативное и развивающее сообщество, говорит эксперт.

Предтечей коворкингов можно считать анти-кафе, считает Михаил Комаров из коворкинга "Рабочая станция". "Анти-кафе стало доступным местом, где люди могли сидеть часами, не беспокоясь, что подойдет официант, как в обычном кафе, и потребует либо покинуть заведение, либо сделать заказ", - объясняет он. На примере с анти-кафе будущие клиенты коворкингов поняли, что подобное место может быть очень удобным для работы. "Так и появился спрос", - добавляет Комаров.

За два года коворкинги открылись в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах-миллионниках по всей России. В одной только столице, по данным Start Hub, сегодня насчитывается порядка 50 коворкингов. "Сообщения об открытии нового коворкинга появляются почти каждый месяц", - комментирует соучредитель клубного офиса Cabinet Lounge Антон Хмельницкий. Однако, как заверяет Фузеев, отнюдь не все из имеющихся коворкингов в полной мере отвечают своему названию, так как не везде организована полноценная совместная работа арендаторов.

Порядок цен


Цены на рабочие места в коворкингах варьируются в зависимости от локации центра, обустройства пространства в нем, типа выбранного рабочего места и набора дополнительных услуг. Аренда стандартного рабочего места в московском коворкинге стоит от 4,5 до 15 тысяч рублей за месяц. Цена за один рабочий день колеблется в среднем от 350 до 650 рублей, а за неделю - от 1,3 до 3,5 тысячи рублей.

Коворкинг предлагает своим клиентам хорошо обустроенный офис за очень небольшие деньги, считает Комаров. Так, например, в "Рабочей станции" есть рабочие места, мягкая зона отдыха, переговорная комната, кухня, душ и летняя площадка на свежем воздухе.

Начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева подтверждает словам Комарова. По ее мнению, для фрилансеров, начинающих предпринимателей и представителей малого бизнеса модель коворкинга является наиболее выгодной. "Найти в Москве помещение под офис маленькой площади крайне сложно, а если и найти, то бюджет будет гораздо выше, чем при аренде пары рабочих мест в коворкинге", - объясняет она.

Впрочем, и в этой сфере есть свой премиальный сегмент. Пока единственный его представитель в Москве  клубный офис Cabinet Lounge. Туда нельзя прийти и арендовать "стол на час", так как там действует клубная система, и доступ в офис доступен только по клубной карте, минимальный срок действия которой составляет 3 месяца, говорит Хмельницкий. Годовая карта, дающая право доступа в клуб, стоит 60 тысяч рублей, при этом каждое посещение оплачивается отдельно  3,6 тысячи рублей в день. Чтобы свободно посещать клуб, приглашать необходимое количество гостей и пользоваться всеми дополнительными услугами клуба (переговорные, техника), есть карта Unlimited стоимостью 35 тысяч рублей в месяц.

Хипстеры и крупные бизнесмены

Несмотря на то, что многие коворкинги существуют не больше года, с наполняемостью у них нет проблем. Так, например Flacon Coworking и "Рабочая станция" заполнены на 100%, при этом в последний коворкинг люди уже записываются в очередь.

Остальные из опрошенных коворкингов также демонстрируют хорошие показатели по наполняемости. По словам Лифшица, наполняемость зависит от сезона, иногда коворкинг заполнен на 70%, а иногда на 90%.

Основу клиентов любого коворкинга составляют дизайнеры, программисты, начинающие предприниматели, так называемые стартаперы, комментирует руководитель клуба "Хорошая республика" Игорь Шулинин. Также среди посетителей есть переводчики, журналисты, контент-менеджеры, удаленные сотрудники крупных компаний из других городов, рекламщики и представители шоу-бизнеса.

По стилю жизни это общительные и независимые люди с активной жизненной позицией, ценители всего нового, отмечает эксперт Start Hub.
Публика в демократичных по цене коворкингах примерно одинакова по составу. Разительно от нее отличается только аудитория Cabinet Lounge. "К нам приходят люди, которые привыкли встречаться в дорогих ресторанах и работать в офисах класса А. Это владельцы небольших клиентоориентированных бизнесов", - рассказывает Хмельницкий.

Клиенты клубного офиса  это также топ-менеджеры больших компаний, для которых это вторая штаб-квартира в Москве, хедхантеры, адвокаты, владельцы архитектурных бюро и арт-галерей. Среди членов Cabinet Lounge есть и известные люди  например, теннисист Евгений Кафельников, Наталья Водянова и команда благотворительного фонда "Обнаженные сердца", глава галереи Frida Fine Arts Татьяна фон Варденбург и многие другие, в том числе несколько человек из российского списка Forbes.

Особенность места


Важнейшим критерием для коворкингов является их локация в городе, соглашаются эксперты. Место должно притягивать к себе, ведь туда приезжать, как на работу, совсем не обязательно, поэтому людям должно хотеться туда прийти.

Коворкинг должен быть удобно расположен. В Москве для них обычно выбирают центр города, в шаговой доступности от станции метро.
Высокие потолки, большие окна, открытое пространство  непременные характеристики выбранного здания, уверен Лифшиц.

"Коворкинги - это места для креативного класса, а для него важно окружение", - заявляет Комаров. Все устали от традиционных офисных зданий, поэтому помещение должно быть еще и уникальным, подхватывает Шулинин.

"Хорошая республика", например, занимает старые склады конца XIX века. "Зона действия" в Санкт-Петербурге находится на территории бывшего Смольнинского хлебозавода. Коворкинг "Рабочая станция" построил себе здание в Нескучном саду, а создатели Start Hub являются сторонниками устройства коворкингов в креативных кластерах вроде "Флакона". "Он работает фактически круглосуточно 7 дней в неделю, там расширенная инфраструктура  есть мастерские, офисы, студии, торговые организации, места для развлечения. Плюс  нестандартные форматы офисного пространства", - объясняет Фузеев.

Cabinet Lounge, задумывавшийся как представительский офис, занимает роскошный дом на Новой площади, построенный еще архитектором Шехтелем для Московского Купеческого клуба. Это памятник архитектуры, который находится в знаковом месте, рядом с Кремлем и известными пятизвездочными гостиницами  "Метрополь", "Ритц Карлтон", "Националь" и "Арарат Парк Хайятт". Интересно, что в пользу старинного особняка был отвергнут "Красный Октябрь".

Развитие в сети

По мнению экспертов, говорить о коворкинге как о месте, где просто сдаются рабочие места, неправильно. "Формат коворкинга подразумевает организацию совместной работы арендаторов, помощь предпринимателям в создании эффективного бизнеса, обучение молодых предпринимателей", - считает Фузеев.

Большинство коворкингов развиваются в сторону образовательных программ. По такому пути, например, идет "Зона действия". Специально для проведения образовательных курсов они планируют запустить большую площадку, так называемый креативный кампус, уточняет Лифшиц.

С ним соглашается Фузеев. "Развитие этого бизнеса должно идти по направлению развития креативных кластеров, сочетающих работу, развитие и активный отдых", - говорит эксперт.

Образовательная часть есть и в Cabinet Lounge. "Пару раз в месяц мы проводим дискуссионные клубы с известными спикерами… За прошлый и этот годы наши члены клубы имели возможность поучаствовать в закрытых встречах с послом США Майклом Макфолом, политиком Алексеем Навальным, журналистом Владимиром Познером, бизнесменами Леонардом Блаватником, Петром Авеном и Рубеном Варданяном и легендарным инвестором Джимом Роджерсом", - перечисляет Хмельницкий.

Что касается бизнес-планов, то все участники рынка уверенно смотрят в будущее. "Коворкинг - это очень интересный вид бизнеса для инвесторов. Эта сфера уже очень популярна, но предложений на рынке все ещё не достаточно", - заявляет Шулинин.

Тем, у кого есть подходящая недвижимость, вариант с размещением коворкинг-центров, гораздо привлекательнее, чем нарезка помещения на мелкие части для традиционной сдачи в аренду, так как коворкинг минимизирует потери площадей, считает Никуличева.

В будущем, однако, по мнению Лифшица, инвесторам будут интересны прежде всего не одиночные коворкинги, а сетевые или мульформатные проекты, где коворкинг является лишь одним из ингредиентов.

Собственно, по пути создания сети коворкингов намерены двигаться многие успешные коворкинги. "Сетевой проект - это наиболее эффективная модель такого типа бизнесов", - утверждает Фузеев. Свой первый коворкинг многие участники рынка рассматривают как пилотный проект.

"Сетевой вариант бизнеса позволит открывать коворкинги в новых типах офисной недвижимости, а на их основе развивать креативные кластеры и сообщества", - комментирует Фузеев.

Создать сеть планируют и владельцы коворкинга премиум-класса Cabinet Lounge. "Еще пара клубов в Москве, в том числе на Рублевке, потом  Санкт-Петербург, Нижний Новгород, другие города-миллионники", - делится планами Хмельницкий.

А вот эксперт из Jones Lang LaSalle сомневается в потенциале регионов России. "На мой взгляд, они пока не имеют особой потребности в такой услуге. Есть отдельные запросы, но они не являются массовыми и различаются от города к городу, зависят от активности бизнеса и его специфики", - высказывается Никуличева.

Комаров из "Рабочей станции" рассказывает, что у них уже есть несколько предложений от инвесторов. "Некоторые инвесторы готовы финансировать только такие неклассические истории", - отмечает он.

При этом размер инвестиций он оценивает в случае с коворкингами, которые будут построены как отдельно стоящие здание, в 20 миллионов рублей на один коллективный офис. Окупить затраты, считает собеседник агентства, можно за 3 года.

Те же сроки называет Хмельницкий, причем, по его словам, данный бизнес почти с самого начала является прибыльным.

Эксперт сравнивает коворкинг с Facebook. "С точки зрения инвестора ключевой вопрос - метод монетизации. Как и в случае с Facebook, в коворкинге монетизация работает не только "в лоб", путем сбора членских взносов и арендной платы, а за счет дополнительных проектов и возможностей, которые возникают в результате эффективного "нетворкинга", - резюмирует он.

«29» марта 2013г. в 13:41

Просмотров:127

 



Rambler's Top100 Сдать / снять квартиру в Москве Яндекс.Метрика
Квартиры в Железнодорожном
2008-2012
Все права защищены!Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс